Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Современная система образования сегодня рассматривает общеобразовательную школу как «школу для всех», открытую для каждого ребёнка, в соответствии с его потребностями, интересами и возможностями.
Альтернативой специализированным школам выступает инклюзивное образование, которое подразумевает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются исправление речевых, двигательных, психомоторных и сенсорных недостатков обучающихся на логопедических, психологических занятиях и уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовой ориентировки. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которым по состоянию здоровья ВКК было рекомендовано индивидуальное обучение на дому, в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 128» определяется индивидуально-ориентированными образовательными программами, разрабатываемыми педагогами индивидуального обучения на дому, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей ребенка, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Все дети закреплены за определенными классами.
В школе ведется работа по социальной адаптации данной категории детей: они приглашаются на внеклассные мероприятия (утренники, тематические вечера, классные часы). Родители детей, обучающихся индивидуально на дому, приглашались классными руководителями на классные родительские собрания. Дети в силу своих возможностей с родителями и педагогами участвуют в различных дистанционных конкурсах, выставках.
Все учащиеся, имеющие статус ребенок с ОВЗ, совместно с родителями приглашаются на заседания ППк, работа которого осуществляется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Положением о психолого-педагогической консилиуме, созданным на основании приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 10.10.2019 № 1526, на основании Приказа директора школы «О психолого-педагогическом консилиуме» от 24.07.2021 № 01-08/213. Заседания школьного консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. Проводилось обследование обучающихся разного возраста с целью определения коррекционно-развивающей помощи и выявления проблем в обучении и развитии. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях общеобразовательной школы
Плановые заседания проводились в соответствии с планом работы консилиума на данный учебный год и направлены на:
- определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями в обучении или адаптации в данных образовательных условиях;
- динамику развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу для учащихся с отклонениями в развитии;
- составление программы АООП для детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно.
Работа членов консилиума проводится с учащимися, обучающимися по адаптированной программе для детей с ОВЗ (ЗПР), обучающихся инклюзивно. Психолого-педагогическая консультация родителей и учащихся начальных классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы и решение вопроса о дальнейшей программе обучения и класса обучения.
Внеплановые заседания консилиума проводились по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы. Поводом для проведения внепланового консилиума являлось выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях, определение соответствия знаний программного материала с целью повышения уровня обучения. Заседания проводились по запросам учителей, родителей, членов консилиума в случае возникновения необходимости проведения совместной консультации специалистами.
Важным условием эффективной работы по выявлению детей с трудностями в обучении является своевременное обращение классного руководителя к специалистам. Специалистами консилиума, классным руководителем и родителями проводится анализ проблем учащихся, составляется программа сопровождения и при необходимости ребенок направляется на ТПМПК для определения образовательного маршрута.
Созданная системная работа дает положительные результаты, и создает благоприятные условия для обучения и развития каждого ребенка в школе.