МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №128"
г. Барнаул
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность в МБОУ «СОШ №128» представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей:

    1. защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц,
    2. защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

    Детские безопасные сайты

    http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
    www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
    http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.

    http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.

    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.

    http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    • Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

      • Первый вид опасностей – те, которые связаны с кражей денег.
        Фишинг – это выманивание паролей от различных сервисов, в том числе личных страниц во «ВКонтакте» или Steam, чем дети-подростки обычно очень дорожат. Их крадут, чтобы получить доступ к персональной информации, чтобы делать спам-рассылки, чтобы продолжать использовать – например, аккаунты игровой платформы Steam, где распространяются игры и есть своя социальная сеть.
        Еще одна техническая опасность – вредоносный код: например, пользователь перешел по какой-то ссылке, и компьютер заблокировался, и теперь пользователь видит только сообщение «Заплатите деньги туда-то, и компьютер разблокируется». Причем гарантии, что он разблокируется после оплаты, к сожалению, нет. Есть и другой вредоносный код: тот, что незаметно работает на компьютере, отправляя злоумышленникам те же логины/пароли или данные платежных карт.
        Обычное мошенничество – в интернете встречается так же часто, как и в реальной жизни. Его можно охарактеризовать всем известной поговоркой «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Например, предлагается купить смартфон по цене значительно ниже рыночной, человек отправляет деньги, но телефон так и не получает. Это очень популярная схема мошенничества: дорогой товар за небольшие деньги. И это очень хорошо срабатывает в ситуации с подростками, потому что они часто прицельно копят деньги на какой-нибудь игровой компьютер, и если они внезапно видят его не за 60, а за 20 тысяч рублей, то могут с радостью заказать его и перевести деньги.
        Определенную опасность для семейного бюджета представляют также и онлайн-игры – в них часто есть встроенные внутренние покупки. Чтобы обезопасить себя от этих трат, убедитесь, что ребенок не может тратить деньги с вашей карточки, привязанной к онлайн-игре, в том числе и если он зайдет в вашу игру.
      • Зависимость
        Интернет-зависимость чаще всего ассоциируется с играми, и родители, когда говорят о зависимости, имеют в виду, прежде всего именно ее.
        Сегодня играют все дети, но в разные игры. Глобально их можно разделить на две группы: первая – это просто игры, в которые играют час-другой в день, проходят за несколько недель, и все, вторая – это так называемые массовые мультиплеерные онлайн-игры, в которые можно играть годами, развивая своих персонажей, приобретая для них какие-то качества или оборудование и так далее.
        Зависимость – это болезнь, к ней следует так и относиться, и если ребенок ради игры начинает отказываться от еды, от сна, и тем более если проявляет агрессию, когда ему не дают играть, то надо идти к специалисту.
      • Нежелательное содержание
        Помимо порнографии, которая безусловно лидирует в списке того, что родители не хотели бы, чтобы видели их дети, в незащищенном интернете можно увидеть массу других нежелательных вещей. На сайтах новостей достаточно часто появляются фотографии и видеозаписи с мест катастроф, где можно видеть сцены убийства, насилия, аварии, теракты и их последствия. Более того, такие иллюстрации могут оказаться в самых неожиданных местах – например, на безобидном на вид сайте-агрегаторе смешных (!) картинок.
        При попытке поиска наркотиков через поисковые системы можно обнаружить на первой же странице результатов не рассказ о последствиях их приема, а контакты продавцов, причем, возможно, сами сайты заблокированы Роскомнадзором и зайти на них нельзя, но контакты могут быть видны на странице поисковых результатов.
        И, к сожалению, такие сайты появляются быстрее, чем Роскомнадзор успевает их блокировать. Кроме того, это может быть объявление на сайте, который блокировке не подлежит, – например, в форуме реабилитирующихся. Конечно, через пару часов модераторы его удалят, но какое-то время оно повисит.

    Советы по безопасности

    • Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. 
    • Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать фотографии (свои и семьи). Ведь любой человек может это увидеть и использовать в своих интересах. 
    • Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти файлы могут содержать вирусы или фото-, видеоматериалы непристойного или агрессивного содержания. 

    Педагогам

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
    Обеспечение информационной безопасности

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические, информационные и справочные материалы

    Памятки для взрослых 1: видеохостинги, иллюзии соцсетей, кибербезопасность, киберугрозы, онлайн игры, опасные публикаии, поисковые системы, прямые трансляии, реальные последствия, семейное соглашение.

    Памятки для взрослых 2: фейки, 10 советов, вербовка, клиповое мышление, мошенничество, обмен фото, общение с незнакомами, опасные сообщества, персональные данные, родительский контроль, цифровая зависимость.

    Памятки для детей: 10 советов, анонимность в сети, время в сети, персональные данные.

    Не дайте себя обмануть!

    Прокуратура г. Барнаула информирует. Памятка "Осторожно! Мошенники". Видеоролик "Хищения с использованием ИТ"

    Что такое фишинг и как от него защититься?

    Ответственность за правонарушения в сети Интернет

    Защита персональных данных

    Тесты, направленные на проверку знаний школьников и студентов по вопросам защиты персональных данных

    Видеоролик о защите детских персональных данных 

    Правила защиты персональных данных (Как защитить гаджеты от вредоносных программ , Как общаться в Сети, Как защитить персональные данные в Сети, Советы детям)

    Информация по безопасности персональных данных

    Интернет-безопасность 

    Как родителям обезопасить своих детей в Интернете?Защитить ребенка от «информационной лавины»: Юлия Гиппенрейтер об интернете

    "Защищаем детей в Сети: руководство для родителей": Юнисеф

    "Жизнь без Интернет-рисков"

    «Родителям об интернет-зависимости», тест «Какой уровень компьютерной зависимости Вашего ребенка?»: Безопасный интернет для детей

    Памятка об информационной безопасности детей

    Запись вебинара «Учителя, родители и дети в цифровом пространстве»

    Рекомендации для родителей по обеспечению безопасности детей в интернете: Совет Федерации

    Дни интернета: как рассказать школьникам о безопасности в сети: Российский учебник

    Памятка по безопасности в сети Интернет (для возраста 9-12 лет, для возраста 13-16 лет)

    Социальный ролик "Правила поведения в социальных сетях"

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie